на самую первую страницу Главная Карта сайта Археология Руси Древнерусский язык Мифология сказок
 

ИНТЕРНЕТ:




КОНТАКТЫ:
послать SMS на сотовый,
через любую почтовую программу   
написать письмо 
визитка, доступная на всех просторах интернета, включая  WAP-протокол: 
http://wap.copi.ru/6667 Internet-визитка
®
рекомендуется в браузере включить JavaScript


РЕКЛАМА:

"Перпетуум-мобиле"

короткие заметки около технического характера


Художественная ковка

История развития художественной ковки в России знала как взлеты, так и падения. Современные ученые наибольший ее расцвет относят на ХVIII - ХIХ века, период масштабных градостроительных работ, начатых еще Петром I. Именно в это время в Москве, Петербурге, Новгороде создаются великолепные архитектурные и садово-парковые ансамбли, в оформлении которых используются произведения этого декоративно-прикладного искусства: ограды, фонари, перила мостов, оконные решетки, ограждения балконов и лестниц.

Но и раньше в древних курганах находили великолепные кованные изделия, и только с открытием Аркаима удалось отодвинуть происхождение профессии коваля на многие века назад.

Например, челябинский археолог, профессор Геннадий Зданович, и ныне сидящий в степных раскопах, открытым текстом сказал, что Аркаим всецело принадлежит арийской культуре, которая здесь, на территории Челябинской области, в эпоху бронзы завершала уникальный период бесписьменной цивилизации. Той самой, где главным был Язык, а письменность возникла вовсе не от стремительно растущего ума – деградации привычного образа жизни. Что великолепно объясняет отсутствие письменных исторических данных.

Кстати, Геннадий Зданович однажды привел занимательный пример: если взять кованные изделия – наконечники стрел, украшения, найденные близ знаменитого Аркаима и те, что отыскивают при раскопках в более поздних культурных горизонтах на Пелопонесе, не помечая ничем, перемешать, то ни один специалист не определит, что и откуда. Изделия эти идентичны. Так кто у кого заимствовал умение выплавлять металл?

В индустриальном ХХ веке многовековые традиции были практически утрачены. И вот сегодня они вновь возрождаются. Сегодняшняя популярность изделий художественной ковки объясняется тем, что они идеально дополняют интерьер, придают ему неповторимый облик. И при этом органичны в любом стиле и любом пространстве. Кованный металл уникален еще и своей сочетаемостью с другими материалами - камнем, стеклом, древесиной, майоликой и даже текстилем, что дает художнику по металлу безграничные возможности творчества и воплощения самых смелых своих идей.

Современная художественная ковка применяет массу новых технологических приемов, но до сих пор, как и тысячи лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты - кувалды, пробойники, ручники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы - черный и цветной. Правда, последние чаще применяются для изготовления декоративных вставок в композиции, выполненные из основного материала - стали.

Очевидно, что каждое изделие художественной ковки и слесарного искусства должно иметь эстетичный внешний вид. В наше время, когда атмосфера наполнена агрессивными выделениями, эта проблема встала особенно остро. И хотя методы защиты поверхности, использовавшиеся в старину, хорошо известны, сегодня они уже не так эффективны. В современной атмосфере содержится, например, большое количество сернистого ангидрида, пагубно влияющего на металлы. Кроме того, химическая устойчивость металлов, главным образом сталей, значительно уменьшилась из-за появления в процессе металлургического производства инородных примесей. Практика показывает, что на сегодняшний день из металлических покрытий наиболее пригодны автомобильные антикоррозийные грунты и краски. Они относительно дешевы, прочны, легко наносятся и быстро сохнут, сохраняя заданную художником фактуру ковки. Два-три слоя обеспечивают защиту поверхности на срок до 10 лет. Иногда художники используют приемы искусственного состаривания. Радикальные средства, избавляющие черный металл от способности ржаветь, - оцинковка и гальванопластика. Правда, в этом случае стоимость покрытия может превысить стоимость самого изделия.

Когда речь заходит о стоимости кованого изделия, нельзя забывать, что мы имеем дело с художественным произведением. Поэтому определяющую роль здесь могут сыграть нематериальные аспекты - эстетические достоинства вещи, ее оригинальность, авторский стиль, известность автора.

В современной художественной ковке очень широко используются цветы и листья как элементы украшения, что хорошо понимают настоящие мастера ковки.

Для ковки, например, розы требуется ковкий материал. Для этого выбирают цилиндрическую заготовку диаметром несколько меньше размера розы и протягивают один ее конец на квадрат.

Оставшийся конец должен быть такого размера, чтобы хватило для трех слоев материала, из которых будет коваться роза; лишний объем отрубают. Оставшийся цилиндрический участок делят на три части и острым топором кругом надсекают заготовку по направлению к оси, оставляя в центре недорубленный материал толщиной, равной толщине оттянутого на квадрат стержня. Ковка очень сложный процесс требующий от кузнеца высокой степени подготовки. Таким образом получают три слоя материала, перекрывающие друг друга. Заготовку укладывают в формовочную плиту и ручником осаживают эти слои до тех пор, пока их диаметр станет соответствовать размерам розы, а толщина будет приблизительно 2 мм.

Потом из первого слоя высекают пятилистную розетку, которую подсекают к середине, чтобы отдельные лепестки перекрывали друг друга. Рассеченные и выгнутые вверх лепестки расклепывают на роге наковальни и укладывают в форме бочонка. Второй слой также должен быть пятилистным, но несколько больших размеров; его тем же способом подсекают и оборачивают вокруг первого; то же самое делают и с третьим слоем. Пятилистные розетки каждый раз высекают, чтобы второй слой перекрывал первый, а третий - второй.

Листья третьего слоя перед загибанием разгоняют с целью получить естественную форму лепестков розы и после этого их подгибают к двум первым слоям. После того как роза оформлена, нагревают квадратный стержень, сбивают ребра и протянутому стержню придают форму стебля. Наконец нагревают розу целиком и небольшими клещами завершают придание розе естественной формы.

Одним словом, такие художественные произведения не могуг быть названы просто ковкой, это действительно произведения искусства!