на самую первую страницу Главная Карта сайта Археология Руси Древнерусский язык Мифология сказок
Главы из книги:

   Вступление
   Часть 1-я
   Часть 2-я
   Часть 3-я
   Ссылки
   Род князей

ИНТЕРНЕТ:

Проектирование



КОНТАКТЫ:
послать SMS на сотовый,
через любую почтовую программу   
написать письмо 
визитка, доступная на всех просторах интернета, включая  WAP-протокол: 
http://wap.copi.ru/6667 Internet-визитка
®
рекомендуется в браузере включить JavaScript




РЕКЛАМА:

Князья Пожарские
и Нижегородское ополчение

род князей Пожарских от Рюрика до наших дней



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Ссылки в тексте - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

   [ 1 ] Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1965. С. 697.
   [ 2 ] Баделин В.И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль: Ярославское Верхневолжское кн.изд. 1990. С.60; Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X-XIV вв. М.:Наука, 1984.С.260; Владимирские губернские ведомости за 1885 г.
   [ 3 ] Добронравов В.Т. Род князей Пожарских и Спасо-Евфимьев монастырь в гор. Суздале. Изд.1911 г. Хранится во Владимирской обл. библиотеке.
   [ 4 ] Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. Т. 2. С. 161.
   [ 5 ] Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 год. СПб, 1889-1891. Т. 2. С. 189, 381, 679. Карамзин Н. М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. XII. С. 511, 589.
   [ 6 ] Баделин В.И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославское Верхне-Волжское кн.изд. 1990 г.С.60.
   [ 7 ] Фролов Н. В., Фролова Э. В. На древней земле Стародуба. Ковров, 2002. С. 10.
   [ 8 ] Ныне - село Троицкое Ковровского района Владимирской области.
   [ 9 ] Фролов Н. В., Фролова Э. В. Ковров православный. Ковров, 1999. С. 67; Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X – XIV веках. М.:Наука, 1984.С.260.
   [ 10 ] См.: Савелов Л. М. Князья Пожарские. М., 1906. С. 22. По другим данным, иноческое имя матери Д. М. Пожарского было Евдокия.
   [ 11 ] Прп. Максим Грек - автор «Исповедания Православной веры», переводчик богослужебных книг с греческого языка на русский. Погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиева монастыря.
   [ 12 ] Дети боярские - дворяне, основная масса служилого сословия, составлявшего ядро военных сил России - поместную конницу; за службу получали поместья.
   [ 13 ] Савелов Л. М. Указ. соч. С. 6.
   [ 14 ] По разъяснению историка Д. Н. Смирнова, этот унизительный обряд состоял в том, что «обидчика» приводили на двор «обиженного», где он должен был стоять перед крыльцом, пока хозяин громогласно благодарил царя за оказанную ему «милость» и осыпал бранью выданного с головой (в данном случае - боярина Д. Пожарского). См.: Смирнов Д. Н. Нижегородская старина. Н. Новгород, 1995. С. 44.
   [ 15 ] Гациский А. С. Нижегородский летописец. Сб. статей. Н. Новгород, 2001. С. 410.
   [ 16 ] Мария Феодоровна Пожарская являлась личностью незаурядной - умной, образованной, сильной. В 1602 году ей была оказана честь - жить во дворце, в царских палатах, куда ее взяли в качестве верховой боярыни при дочери Годунова Ксении Борисовне.
   [ 17 ] По предположению нижегородского краеведа Д. Н. Смирнова, ранение в ногу, повлекшее за собой прозвище «Хромой», было получено Пожарским в жестокой сече в марте 1611 года, когда отряды Первого ополчения пытались освободить Москву от польских захватчиков. «Залечивание ран продолжалось много месяцев, - пишет Смирнов, - причем переломленная в голени нога срослась неправильно, и Пожарский остался хром на всю жизнь, получив прозвание “Хромого”». См.: Смирнов Д. Н. Указ. соч. С. 39.
   [ 18 ] Борис Годунов, венчавшийся на царство в сентябре 1598 года и ставший первым «выборным» царем в России, - брат жены царя Феодора Иоанновича - Ирины Феодоровны. В 1595 году он имел официальный титул «царский шурин и правитель, слуга и конюший, боярин и дворовый воевода, и содержатель великих государств - царства Казанского и Астраханского».
   [ 19 ] В описываемое время «ворами» именовали преступников в широком смысле слова. Как известно, самозванцев на наследование русского престола было за тот исторический период несколько. Последний, одиннадцатый самозванец Анкундинов Тимошка был казнен в Москве в 1653 г. Особенно известны Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, а также Лжедмитрий III (Исидорка, или Матюшка), занявший Псков в июле 1611 года. Первым объявил себя «законным царевичем Дмитрием» бежавший в Литву в феврале 1602 года «диакон черной Григорий Отрепьев» (по одной из версий - выходец из мелких галичских дворян). Этот мнимый сын Иоанна Грозного (подлинный царевич Дмитрий погиб в Угличе в мае 1591 года) вступил в сговор с поляками, тайно приняв католичество. Он обещал Польше военную поддержку против Швеции и передачу части русских земель - в случае восшествия его на российский престол при помощи войск Речи Посполитой. О Лжедмитрии II - так называемом «тушинском воре» - будет сказано далее.
   [ 20 ] Иван Болотников был привилегированным холопом князя Телятевского и входил в его вооруженную свиту, затем бежал на Дон, побывал в турецком плену, был вызволен и воевал с турками, странствовал по Германии и Польше.
   [ 21 ] Впоследствии, в начале 1612 года, когда в Нижний Новгород съезжались ополченцы, откликнувшиеся на призыв, Пожарский принял в ополчение и Ивана Доможирова - того, что осаждал прежде Н. Новгород, затем служил «тушинскому вору». Однако такие повороты человеческой судьбы не были исключением в Смутное время, и подобная биография опытного воина не смущала руководителей Второго ополчения.
   [ 22 ] Цит. по: Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях: Хрестоматия. М., 1992. С. 53.
   [ 23 ] Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. XI, приложение к гл. 4, с. 83. т. XII, приложение к гл. 2, с. 209.
   [ 24 ] Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди. СПб: Наука, 1994. С. 149.
   [ 25 ] Ныне город Егорьевск Московской области.
   [ 26 ] «Минея» за июль месяц. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. Ч.1. С. 307.
   [ 27 ] Осада Троице-Сергиева монастыря была снята лишь 12 января 1610 года, когда войска Михаила Скопина-Шуйского разгромили поляков, о чем будет сказано далее.
   [ 28 ] Авраамий Палицын. Сказание, или История в память предыдущим родам // Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1991. С. 189.
   [ 29 ] Однако Кострома, Кинешма и Галич вскоре вновь отошли тушинцам, когда в лагерь Лжедмитрия II прибыло новое подкрепление от короля Сигизмунда III. См.: Творогов О. В. Указ. соч. С. 150.
   [ 30 ] Баделин В.И.Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, Ивановское отд.: «Верхневолжское книж.изд.», 1990.С.59.
   [ 31 ] «Светильник» № ?. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. М.:Изд.Издательский совет русской Православной церкви, 2003.С.6,8.
   [ 32 ] Северная правда. Город Кострома, 16.04.1959 г.
   [ 33 ] Путеводитель «Ипатьевский монастырь»//Волжская новь, Кострома, 29 сентября 1984 г.
   [ 34 ] Балахна и другие города и крупные села, расположенные около Н. Новгорода, были захвачены дворянами-изменниками из Суздаля и Гороховца.
   [ 35 ] См.: Памятники истории Нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611-1612 гг.// Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). Сборник. СПб, 1913. Т. XI. С. 16.
   [ 36 ] См.: Памятники истории Нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611-1612 гг. // Действия НГУАК. Сборник. Указ. изд. Т. XI. С. 13-14.
   [ 37 ] Кабанов А.Ю.Луховский край – Земля Заповедная. Иваново, 2003.С.235; Тихонов источник. Сборник № 7 Т.Крупнова «Лух в смутное время». Иваново, декабрь 2004. С.45.
   [ 38 ] Внастоящее время в Крестовоздвиженском соборе Луховского Свято-Николо-Тихонова монастыря находится рака с мощами. Насельники монастыря считают, что в ней находятся мощи игумена Ионы, балахнинца, молитвенника за Русь и одного из тех, кто помогал ей в трудные годы ее истории.
   [ 39 ] Памятники истории Нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611-1612 гг. // Действия НГУАК. Сборник. Указ. изд. Т. XI. С. 16-18.
   [ 40 ] В двух верстах от тогдашней Шуи, на речках Мотовиловке и Сейке находилось село Мельничное (ныне в черте города). Князья Шуйские, потомки Нижегородско-Суздальских князей, имели здесь свой загородный дом. Вотчинные села Шуйских: Дашилово, Горица, Пупково до XVI века сохранялись за ними до пресечения рода. В селе Горице у кн. Горбатых-Шуйских был дворец, в котором они жили. В 1535 г. кн. Михаил Васильевич Горбатый-Шуйский завещал село Дунилово своей жене Анне. При Николо-Шартомском монастыре, расположенном в селе Пупково на речке Шертоме было родовое кладбище князей Горбатых-Шуйских. С осени 1990 г. в монастыре совершается Богослужение, прерванное в начале 20-х годов XX в.
   [ 41 ] Героическая оборона Смоленска, которого так упорно добивалась Польша, длилась в течение 22 месяцев. Город пал лишь в июне 1611 года. Воевода Михаил Шеин был ранен и попал в плен. Последние защитники города укрылись в соборе, который взорвали вместе с собой.
   [ 42 ] В этой битве пал соратник полководца Скопина-Шуйского князь Иаков Петрович Борятинский, который перед тем освобождал от Лжедмитрия II Вязьму, Дорогобуж и другие города.
   [ 43 ] В сентябре 1612 года бывший русский царь Василий Шуйский умер в плену, там же под Варшавой.
   [ 44 ] В сентябре 1612 г. бывший русский царь Василий Шуйский вместе с двумя братьями у мер в плену, под Варшавой.
   [ 45 ] Имеются в виду земли Владимира-Волынского, одного из древнейших русских городов на реке Луге, притоке Западного Буга.
   [ 46 ] Шмурло Е. Ф. Курс русской истории: Возникновение и образование русского государства. СПб, 1999. С. 190.
   [ 47 ] Карамзин Н. М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. IV. С. 548.
   [ 48 ] Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. II. С. 151.
   [ 49 ] Цит. по: Булгаков Михаил, прот. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. Минск, 2000. С. 18.
   [ 50 ] Большая Российская Энциклопедия. том 2. Отечественная история. М., 1996. с. 227.
   [ 51 ] Гребеньский Вл. История польского народа. СПб, 1910. С. 134.
   [ 52 ] Шмурло Е. Ф. Указ. соч. С. 24.
   [ 53 ] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.: Наука, 1993.
   [ 54 ] Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 346.
   [ 55 ] Там же.
   [ 56 ] Там же. С. 436.
   [ 57 ] Там же. С. 183-184.
   [ 58 ] Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 235.
   [ 59 ] Творогов О. В. Указ. соч. С. 152, 180.
   [ 60 ] Цит. по: Документы, исследования, свидетельства очевидцев // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / Сост. В. А. Шамшурин. М.: Новатор, 1997. С. 206.
   [ 61 ] Цит. по: Творогов О. В. Указ. соч. С. 152-153.
   [ 62 ] Атаман Иван Мартынович Заруцкий, западнорусский уроженец, был смелым, но крайне безнравственным человеком. Позже он ушел к полякам с двумя тысячами своих ратников, затем наконец был пойман и казнен.
   [ 63 ] Цит. по: Документы, исследования, свидетельства очевидцев // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Сб. Указ. изд. С. 331.
   [ 64 ] Цит. по: Оськин Г. И., Карасев А. В. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. М., 1951. С. 46.
   [ 65 ] Карамзин Н. М. Указ. соч. Т. XII. С. 510.
   [ 66 ] Цит. по: Силаев Е. Н. Минин Кузьма Минич // Мининские чтения. Балахна, Нижний Новгород, 1999. С. 12.
   [ 67 ] См.: Шамшурин В. А. Минин и Пожарский - спасители Отечества // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Сб. М.: Новатор, 1997. С. 46.
   [ 68 ] Садовский А. С. Дело о потомках Минина. Н. Новгород, 1912. С. 8-10; 25.
   [ 69 ] Привалова Н.И. Нефед Минин //Мининские чтения. Н.Новгород.: изд.ННГУ им. Лобачевского, 2005. С.56-59.
   [ 70 ] Кирьянов И. О захоронении Кузьмы Минина.// Мининские чтения. Н.Новгород, 2005.С.119.
   [ 71 ] Существует версия, которая не подтверждается архивными документами, по которой у Космы Минина был еще сын - Леонтий.
   [ 72 ] Об этом пишет историк В. И. Буганов, ссылаясь на предание. См.: Буганов В. И. Выборный человек всею землею Кузьма Минин // Вопросы истории. 1980. №9. По другим данным Минин переехал в Нижний Нивогород имея от роду 20 лет после женитьбы на Татьяне Семеновой, уроженке Нижнего Новгорода. Там он избирается членом Земской избы города, участвуя в распределении и сборе налогов.
   [ 73 ] См.: Памятники истории Нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611-1612 гг. // Действия НГУАК. Сборник. Т. XI. С. 426.
   [ 74 ] Цит. по: Костомаров Н. И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрании царя Михаила // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Сб. Указ. изд. С. 357-358. Помимо этой грамоты, еще 25 августа 1611 года в Нижний Новгород привезли грамоту от Патриарха Гермогена Роман Пахомов и Родион Мосеев, тайно посланные нижегородцами. В ней Патриарх призвал не признавать царем малолетнего сына Марины Мнишек Иоанна.
   [ 75 ] См.: Платонов С. Ф. 1611-1613 гг. Савва Ефимьев, протопоп Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде. Н. Новгород, 1909. С. 8-9.
   [ 76 ] Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород: «Нижегородская ярмарка», 1998. с. 92.
   [ 77 ] Встречается иное написание его фамилии - Ефимьев.
   [ 78 ] Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 5.
   [ 79 ] Там же. С. 6.
   [ 80 ] Цит. по: Шамшурин В. А. Указ. соч. С. 99.
   [ 81 ] Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 6.
   [ 82 ] Там же. С. 11.
   [ 83 ] Цит. по: Памятники истории Нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611-1612 гг. // Действия НГУАК. Сборник. Т. XI. С. 443.
   [ 84 ] По поводу того, где именно выступил Минин с воззванием к нижегородцам, нет единого мнения среди историков. По одним данным, он произнес свою историческую речь у Ивановской башни Нижегородского кремля на торговой площади, в один из базарных дней. Возле торговой площади Нижнего посада с XV века стояла деревянная церковь в честь Рождества пророка и Предтечи Господня Иоанна. С притвора этой церкви Минин и произнес свою речь. На основании этих данных художник Маковский написал знаменитую картину «Воззвание Минина к нижегородцам». В 1683 г. на средства посадского человека Гавриила Степановича Дранишникова на месте деревянной церкви была построена церковь каменная в византийско-русском стиле во имя Иоанна Предтечи. По другим сведениям Минин произнес свою речь в Кремле, на Часовой горе, подле Архангельского собора. Есть мнение, что произошло это около Георгиевской башни, на площадке между самой башней и Георгиевской церковью, ныне не существующей. На наш взгляд, и те и другие в какой-то мере правы. Народных сходок по поводу обращения к нижегородцам и сбора средств для поддержания ополчения было не две, не три, а много больше. См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1960. Т. VIII. С. 661; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших деятелей. СПб. Изд-е конца XIX в. С. 518.
   [ 85 ] В хронике начала XVII века: «…и дворы свои продавать, и жены, и дети, и бити челом, кто бы вступился за истинную православную веру християнскую и был бы у нас начальником». И далее там же: «Нижегородцом же се его (Минина) слово любо бысть, и сдумаша послати бити челом к стольнику ко князю Дмитрею Михайловичу Пожарскому Печерского монастыря архимандрита Феодосия да из низовых чинов всяких лутчих людей».
   [ 86 ] Существует предание, согласно которому нижегородцы складывали принесенное имущество для снаряжения ополчения и сдавали средства в казну на территории между Георгиевской башней Нижегородского кремля и Георгиевской церковью. (Нижегородская церковь во имя Георгия Победоносца была разрушена в советские времена, а на ее месте теперь расположена гостиница).
   [ 87 ] См.: Соловьев С. М. Указ. изд. Т. IV. С. 661.
   [ 88 ] Цит. по: Повествование о важнейших смутах в государстве Русском // Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Сб. Указ. изд. С. 360.
   [ 89 ] До этого на исторической арене появился боярский сын и дьяк Казанского царства, уроженец Луха Никанор Михайлович Шульгин. В декабре 1610 г. казанцы во главе с Шульгиным подняли восстание и убили наместника – боярина Б.А.Бельского, который был на стороне Владислава. Не зная об убийстве Лжедмитрия II в Калуге, казанцы принесли присягу Владиславу. В распоряжении Шульгина оказался крупный отряд казанских дворян, стрельцов и служилых татар. Он завидовал почину нижегородцев и отводил Казань от общего дела. Вмешивался в дела других городов. Шульгин казнил своих противников и вел себя независимо по отношению к противоборствующим правительствам в центральной России. В Казани дьяк Никанор Шульгин попытался едва ли не воссоздать Казанское царство, желая править, не подчиняясь никому. Противодействовал он и Минину. Казанцы присоединились к Нижегородскому ополчению только в Ярославле. Но и оттуда казанские отряды отозваны были Шульгиным обратно в Казань. Впоследствии казанцы свергли Никанора Шульгина и присягнули вместе со всем российским населением Михаилу Романову, избранному на царский трон Земским собором в 1613 году. После избрания царя Шульгин пытался сеять смуту в Арзамасе, но на пути в Казань был схвачен и отправлен в заточение, в Сибирь.
   [ 90 ] А. Д. Нечволодов, например, указывает, что смоляне арзамасцев побили, но дело было не только в этом: смолян прогнали казаки Ивана Заруцкого, узнав, что те желают поселиться на здешних землях. Поэтому смоляне приняли приглашение Минина прибыть в Нижний Новгород, где были встречены с честью.
   [ 91 ] Историк Н. Ф. Филатов в своих исследованиях на эту тему выдал приход смолян в Нижний Новгород едва ли не за главное событие в деле собирания Нижегородского ополчения, чем удивил нижегородских коллег. Если принять точку зрения Филатова, получается, что начало сбора общей нижегородской рати надо отнести к январю 1612 года (именно тогда пришли смоляне), в то время, как известно - в сентябре 1611 года Мининым начат был сбор казны для содержания ратников, тогда же (чуть позже) Пожарский прибыл в Нижний Новгород, приняв командование над ополчением. Вероятно, историк Филатов недооценил патриотического настроя, высокого духа нижегородцев, который царил во все время организации ополченческого движения, задолго до слияния с ратью смолян, и был присущ как руководителям движения, так и всему ополчению.
   [ 92 ] Любимов П.Г. Очерк истории Нижегородского ополчения 1611-1613 гг. Переиздание. М.:Гос.соц.-экон.изд.,1939. С.65.
   [ 93 ] Шамшурин В. А. Указ. соч. С. 161.
   [ 94 ] Ныне это территория Центрального парка культуры и отдыха им. Горького.
   [ 95 ] В древности это были ворота в Тайницкой башне, именовавшиеся Тайницкими, или Водяными, так как вели к реке. См.: Смолицкая Г. П., Горбаневский М. В. Топонимия Москвы. М.: Наука, 1982. С. 97.
   [ 96 ] В древности полоса укрепления Земляного города проходила по линии современного Садового кольца Москвы. Земляным (одновременно Деревянным) город назывался потому, что одна его важная составная часть была земляной - вал вдоль рва, а другая - деревянной: вдоль всего земляного вала была сооружена деревянная стена. Вначале название Земляной город относилось только к самой крепостной стене, к линии укреплений, состоявшей из стены, вала и рва. См.: Смолицкая Г. П., Горбаневский М. В. Указ. соч. С. 20.
   [ 97 ] ПСРЛ. Т. XIV. С. 125.
   [ 98 ] Устрялов Н. Г. Русская история до 1855 года. В 2-х ч. Петрозаводск, 1997. С. 305.
   [ 99 ] Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1978. Т. II. С. 211.
   [ 100 ] Русские изменники, посылавшие из Кремля в Польшу донесения, иначе не называли Минина, как «Куземка». Такое пренебрежительное отношение к Минину показывает, какое сильное впечатление произвело выступление на политическую арену талантливого выходца из народа. См.: Смирнов Д. Н. Указ. соч. С. 40.
   [ 101 ] До осады в Китай-городе и Кремле находилось 29 тысяч человек. В плен было взято 9 тысяч, из остальных 20 тысяч часть были убиты, часть умерли с голоду.
   [ 102 ] Ворота во Фроловской башне Московского кремля, названной так по церкви Св. Фрола и Лавра, находившейся неподалеку на территории Кремля. В 1658 году эта башня получила новое название - Спасская, по иконе Спаса, помещенной над ее воротами.
   [ 103 ] Царевич Дмитрий, первенец царя Алексея Михайловича, не прожил и года (р. 1649, † 1650).
   [ 104 ] Для многих непонятна как дата почитания Казанской иконы Божьей Матери, так и дата окончательного поражения захватчиков. Отметим, что для XVII в. разница между новым и старым стилем летоисчисления определяется в десять дней, поэтому 22 октября 1612 г. приходится на 1-е ноября, когда был взят приступом Китай-город. Следовательно, 25 октября старого стиля падает на 4 ноября, когда оккупанты приняли решение сложить оружие, обговаривая условия сдачи. Этот день – день победы Нижегородского ополчения и празднования Казанской иконы. Именно с 22 по 25 октября (по старому стилю) тысячи ополченцев день о ночь служили молебен перед иконой, веря, что она была их первой помощницей и всенародной заступницей.
   [ 105 ] По версии В. А. Шамшурина, дом Пожарского находился на Сретенской улице, около монастыря (см.: Шамшурин В. А. Указ. соч. С. 18). По другим данным, Пожарский имел дома как на Сретенке, так и на Лубянке.
   [ 106 ] Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 421.
   [ 107 ] «Светильник» № 2. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. М.: «Издательский Совет русской Православной церкви», 2003.С.33.
   [ 108 ] Нечволодов А. Д. Сказания о Русской земле. С.-Петербург, 2003. Кн. 2. Ч. 4. С. 941. Имена представителей нижегородского духовенства в этом перечне связаны с названиями храмов Нижнего Новгорода, где каждый из них совершал свое служение.
   [ 109 ] Держава - один из древних символов власти (скипетр и держава), вручаемых новому Государю Российскому.
   [ 110 ] Цит. по: Смирнов Д. Н. Указ. соч. С. 41.
   [ 111 ] Там же.
   [ 112 ] По мнению Н.И.Приваловой, Нефед Минин был похоронен в Нижнем Новгороде близ Спасо-Преображенского собора. Смотри «Мининские чтения» Н.Новгород:изд-во Нижегородского университета, 2005. С.56.
   [ 113 ] См.: Смирнов Д. Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII-XVIII веков. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1971. С. 28.
   [ 114 ] Владимирские губернские ведомости. № 4,16,22,46 за 1884 г.
   [ 115 ] Цит. по: Оськин Г. И., Карасев А. В. Указ. соч. С. 54.
   [ 116 ] Святители земли Нижегородской / Авторы-составители: игумен Тихон (Затекин), О. В. Дегтева. Н. Новгород, 2003. С. 17.
   [ 117 ] Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.: научное издание Б.Р.Э. т. 3. М., 2000. с. 361.
   [ 118 ] Дополним, что в том же 1617 году продолжились мирные переговоры со шведами, которые завершились подписанием договора в местечке Столбово (Столбовский мир со Швецией). По этому договору шведский король вернул захваченный в Смутные времена Новгород, однако Россией утрачены были выход к Балтийскому морю с рядом старорусских городов - Ям, Ивангород, Корела с уездом.
   [ 119 ] Так, во время «стояния» отрядов Второго ополчения в Ярославле казаки попытались взять Ярославль в кольцо: засели в Пошехонье, заняли Углич. Князь Пожарский повелел князю Дмитрию Черкасскому идти на казаков под Углич. Там произошел бой дворян с казаками, где последние были разбиты. Оставшиеся казаки, взятые в плен, пришли в Ярославль. Подобные же события произошли в Пошехонье и Кашине. До этого в самом Ярославле казаков переловили силами воеводы Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского и посадили в тюрьму.
   [ 120 ] Владимирские губернские ведомости. № 11, 1852. С.72.
   [ 121 ] «Балахнинский уезд. Село Кубинцево, церковь каменная, в честь Сретения Господня, построена в 1807 году, трехпрестольная». См.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999. С. 641.
   [ 122 ] Боярину князю Д. М. Пожарскому принадлежало, в целом, более девяти сёл, четыре сельца, одна слобода, одиннадцать деревень, два починка, десять пустошей - в двенадцати уездах.
   [ 123 ] Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X-XIV веках. М.:Наука, 1984. С.200.
   [ 124 ] Белов П.Ф.Земля умельцев.//Ивановская газета. Иванов, 1998.С.72.
   [ 125 ] Владимирские губернские ведомости. № 11 за 1852 г. С. 72; село Мугреево-Дмитриевское находится в 2,5 км северо-восточнее села Мугреево-Никольского. Примечание автора.
   [ 126 ] Савелов. С.44.
   [ 127 ] Антонов И.П. Южская Карелия.//Ивановская газета, Иваново, 2003.С.164.
   [ 128 ] Локтева Е.С. Здесь Родины моей начало.//Новая Ивановская газета. 2005.С.27.
   [ 129 ] Владимирские губернские ведомости. № 11, 1852.С.68.
   [ 130 ] Локтева Е.С. Здесь Родины моей начало.//Новая Ивановская газета, Иваново, 2005. С.87-88.
   [ 131 ] Владимирские губернские ведомости. № 11 за 1852 г.С.70; Локтева Е.С.Указ.соч.С.68.
   [ 132 ] Белов П.Ф. Земля умельцев//Ивановская газета. 1998 г. Иваново. С.43.
   [ 133 ] Иванов Д.А. Этнозоны Суздальской земли. Иваново, 2004. С.66.
   [ 134 ] Владимирские губернские ведомости. № 11, 1852 г. С.72.
   [ 135 ] Гациский А. С. Нижегородский летописец. Сб. статей. Н. Новгород, 2001. С. 404, 418, 429-435.
   [ 136 ] Гациский А. С. Нижегородский летописец. Сб. статей. Н. Новгород, 2001. С. 413, 417. Пурех в те времена относился к Балахонскому (Балахнинскому) уезду.
   [ 137 ] Цит. по: Гациский А. С. Указ. соч. С. 422-423.
   [ 138 ] Гациский А. С. Указ. соч. С. 422-423.
   [ 139 ] Там же.
   [ 140 ] Имеются в виду различные грамоты князя Дмитрия Михайловича иноземцам, в том числе находившимся в войске Александра Лисовского, которых Пожарский в течение 1615-1616 годов преследовал на территории Московского государства и призывал на службу царю Михаилу Феодоровичу, обещая за то особые царские милости. См.: Действия НГУАК. Сб. Т. XI. СПб, 1913. С. 530.
   [ 141 ] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших деятелей. СПб: Изд-во «Вестник знания». Изд. конца XIX в. Т. 1. С. 525.
   [ 142 ] Шамшурин В. А. Указ. изд. С. 199.
   [ 143 ] Там же. С. 185.
   [ 144 ] Петр Дмитриевич Пожарский - сын боярина Дмитрия Михайловича Пожарского. Совместно с братом Иоанном князь Петр Дмитриевич владел Пурецкой (Пуреховской) волостью после кончины отца. Был царским стольником, воеводой передового полка в Дедилове и Белгороде.
   [ 145 ] Макарий (Миролюбов), архим. Указ. соч. С. 489-490.
   [ 146 ] Это первая супруга князя Д. М. Пожарского.
   [ 147 ] Гациский А. С. Указ. соч. С. 419.
   [ 148 ] Макарий (Миролюбов), архим. Указ. соч. С. 499-500.
   [ 149 ] По другим данным, крест привезен в Пурех в 1606 году. Существует предание, согласно которому Животворящий крест Господень из Соловецкого монастыря был доставлен в 1613 году в Москву. Уже из Москвы в 1635 году - в село Пурех.
   [ 150 ] Гациский А. С. Указ. соч. С. 419.
   [ 151 ] Гациский А. С. Указ. соч. С. 423-424.
   [ 152 ] Эта чудотворная икона Казанской Божией Матери - с венчиком от князя Пожарского в благодарность за спасение России в 1612 году - находится в настоящее время в Москве, в Богоявленском Елоховском соборе Кремля. См.: Орехов Дм. Святые иконы России. СПб, 1999. С. 35, 40-41.
   [ 153 ] Эскин Ю. М. Завещание князя Дмитрия Пожарского // Отечественная история. Издание Института российской истории РАН. М., 2000. №1.
   [ 154 ] Четвертая часть дохода c вотчинного населения, которая взималась в центральные государственные учреждения для выплаты жалования высшим разрядам служилых людей.
   [ 155 ] Терентьев А. Д. Пурех - вотчина князя Д. М. Пожарского // Знамя (газета Чкаловского района Нижегородской обл.) от 06.06. 1998.
   [ 156 ] По основной версии, название «Пурех» (ныне - село в Чкаловском районе Нижегородской области) историки связывают с именем мордовского князя - Пуреш. Пурешу (как полагают, союзнику Владимиро-Суздальской Руси), возможно, принадлежала в XIII веке данная территория. (См.: Морохин Н. В. Нижегородский топонимический словарь. Н. Новгород, 1997. С. 161). Существует еще одна версия, согласно которой Пурех был основан вел. кн. Георгием Всеволодовичем Владимирским в 1216 году - как сторожевой пункт.
   [ 157 ] Хоругвь - знамя Церкви, знамя Христа. На нем помещаются изображения Спасителя Господа Иисуса Христа, Богородицы или святых, написанные на холсте или металле. Хоругвь укрепляется на длинном древке для несения во время крестных ходов.
   [ 158 ] Эскин Ю. М. Завещание князя Дмитрия Пожарского // Отечественная история. 2000. №1.
   [ 159 ] Цит. по: Гациский А. С. Указ. соч. С. 407-408.
   [ 160 ] Согласно преданию, пересказанному в публикации «Владимирских губернских ведомостей» (1852. №13. С. 84). Поскольку это лишь предание, то вполне можно допустить, что Пожарский умер в Москве, так как последние годы своей жизни он находился там.
   [ 161 ] Русский биографический словарь/Плавильщиков-Прямо, А.А.Половцов. С.-Петербург, 1905. С.245.
   [ 162 ] Самое первое предложение о сооружении такого памятника родилось в стенах Петербургской Академии художеств. Большое собрание Академии еще 11 декабря 1802 года в числе первых «достойнейших и ближайших к исполнению» в скульптуре назвало «геройские подвиги и патриотические добродетели Козьмы Минина и князя Пожарского». В 1804 году на суд публики была выставлена модель памятника и опубликована программа с подробным описанием исторического момента, которому он посвящался. В 1808 году свою инициативу выдвинули уже нижегородцы, желая видеть монумент «великим мужам» в Нижнем Новгороде. С 1 января 1809 года во всех губерниях России началась подписка на сооружение этого памятника. Однако сам скульптор считал «приличнейшим поставить монумент в Москве». Работу над памятником И. П. Мартос не прекращал и во время Отечественной войны 1812 года. Отливка производилась в августе 1816 года в литейной мастерской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в присутствии многочисленных зрителей.
   [ 163 ] Имеется намерение современных нижегородских властей и общественности установить копию этого памятника в Нижнем Новгороде 4 ноября 2005 года.
   [ 164 ] Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. СПб, 1895. Т. II С. 110.
   [ 165 ] Использованные в предлагаемой ниже родословной материалы большей частью прежде нигде не публиковались.
   [ 166 ] Барсуков Н. П. Жизнь и труды Погодина. СПб, 1892.
   [ 167 ] См. также: В. В. Григорьев. По его письмам и трудам. 1816-1881 годы / Сост. Н. И. Веселовский. СПб, 1887.
   [ 168 ] Барсуков Н. П. Указ. соч. С. 57. Орфография текста сохранена.
   [ 169 ] У Н. И. Веселовского - Екимович.
   [ 170 ] Барсуков Н. П. Указ. соч. С. 59.
   [ 171 ] Барсуков Н. П. Указ. соч.С. 59-60.
   [ 172 ] От Дмитрия до Дмитрия. Пожарские встретились в Суздале // Вечерний звон (газета г. Суздаля Владимирской области). 1997. №36.
   [ 173 ] Архив Администрации Суздальского района Владимирской области. Ф. 93, оп. 31, д. 19, 20-23.
   [ 174 ] ГАНО. Ф. 682, оп. 151, д. 1573. Ф. 570, оп. 3, д. 668.
   [ 175 ] Алфавитный список дворянских родов Владимирской губернии / Сост. М. И. Трегубов; под ред. А. В. Селиванова. Владимир, 1905. С. 147.
   [ 176 ] Русский провинциальный некрополь. Издание великого князя Николая Михайловича Романова. М., 1914. Т. I. С. 689.
   [ 177 ] Савелов Л. М. Князья Пожарские. М., 1906. С. 32.
   [ 178 ] Гациский А. С. Указ. соч. Т. 2. С. 277-278.
   [ 179 ] ГАНО. Ф. 570, оп. 4, лл. 4, 16, 22, 34, 37, 58, 80, 555; оп. 3, д. 743, 887. Метрические книги Георгиевской, Алексеевской, Знаменской, Александро-Невской, Варварской церквей Н. Новгорода. ГАНО №1 (Филиал в гор. Арзамасе). Духовные росписи за 1903 год. Ф. 56, д. 65.
   [ 180 ] Русский биографический словарь / А. А. Половцев. СПб, 1905. с. 246.
   [ 181 ] Шамшурин В.А. И рассеется мрак. Н.Новгород: «Дятловы горы», 2005. С.4-5.